Новый рыболовецкий траулер «Механик Сергей Агапов» готовится к выходу в первый рейс, но не из Мурманска, а из норвежского Киркенеса. Корабль попал в число так называемых «незаходных судов» — он был построен за рубежом: в Индонезии. И по закону, чтобы вернуться в Россию, его владельцы должны сначала оплатить почти четверть стоимости судна.
Строители говорят, что аналогов этому судну в России нет. На борту — самое современное оборудование. Старший механик судна Замир Зинатуллин ходит в море уже 30 лет, но техники такого уровня еще не видел. И уже оценил ее преимущества.
Старший механик Замир Зинатуллин: «Представьте себе — из «Запорожца» сесть в «Мерседес»!»
В цехах траулера пока тихо и пустынно, но скоро и здесь закипит работа. В сутки судно может обрабатывать примерно 250 тонн рыбы, так называемых пелагических видов: скумбрии, сельди и мойвы.
Технолог Владимир Шибуняев: «Все видно на компьютере, где что как идет. Каждую рыбу? Практически. Каждый ящик, как брикет с рыбой, все это — автоматически маркируется, упаковывается».
На капитанском мостике мониторы и пульты напоминают фильмы о космических экспедициях.
Символом корабля обычно считается штурвал, но на современных судах, таких как этот, вместо штурвала — устройство, которое больше напоминает джойстик для компьютерных игр. Но зато благодаря ему можно управлять кораблем практически одним пальцем.
К такой тонкости управления еще надо привыкнуть, но экипаж готов учиться и уже испытал новый траулер на ходу.
Капитан Николай Власенко: «Руля слушается отлично. Управляемость прекрасная».
Экипаж траулера уже набран. На камбузе хозяйничает кок Андрей Иванов. Для него здесь созданы все условия, чтобы воплотить любую кулинарную фантазию.
Андрей Иванов: «На обед было французское мясо, сейчас будет курочка по-гречески».
На стене кают-компании экзотическая картина — подарили на память в Индонезии, где строился траулер. Но как раз заграничное происхождение и не дает ему прийти в свой порт приписки — Мурманск. Российские суда, построенные за границей, должны сначала заплатить НДС и таможенную пошлину, а это около четверти их стоимости. Таких денег у компании-владельца нет. Они просили отсрочить платежи, но вопрос пока не решен.
Заместитель директора компании «Робинзон» Ирина Мокерова: «Мы обращались на все уровни. Я все еще надеюсь на здравый смысл, но не слишком. И вот мы уже здесь, выходим на промысел и, вероятно, после мойвы здесь где-то окажемся. Увы! Мне, честно, очень жаль».
Рыбопромышленникам тем более обидно, что оно было спроектировано специально для мурманского порта. Но, чтобы привезти рыбу в заполярную столицу, придется сначала перегружать ее на другое судно -а это, в конечном итоге, увеличивает ее стоимость в магазине.
Президент союза промышленников и предпринимателей Мурманской области Сергей Веллер: «Чем больше рыбы, тем она дешевле. Поэтому, это, конечно, сказалось бы и на качестве и на цене».
Сейчас траулер проходит проверку документов. После этого он выйдет в свой первый рейс. Скорее всего, первый улов мойвы «Механик Сергей Агапов» добудет уже на этой неделе.
Материал взят с сайта murman.tv